IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

2 страниц V   1 2 >  
Ответить в данную темуНачать новую тему
Этимология имен славянских и ИЕ богов
Vognejar
сообщение 31.8.2010, 16:18
Сообщение #1


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Думаю, тема интересна....

Для начала, можно рассмотреть загадочных Хорса и Семаргла....

1. Я вот, совершенно случайно обнаружил, что:

В диалектах иронского "Хорошо" - "Хорз, Хорж"
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%...%BD%D1%86%D1%8B
д.-укр.* – «Хорсъ» або «Хърс», «Хръс», д.-рос.* – «Корша, Хорс»

2. Насчет Семаргла, то не знаю, хорошь ли Симург, но скифский грифон (, часто изображающийся пожерающий оленя (вообще, олень очень распространен был у кельтов, как символ-тотем)), вполне может быть прототипом Семаргла....

Любопытно, что и:
"Миф о Симурге распространился среди тюркоязычных народов Средней Азии. Например, у узбеков она называется Семург, у казахов — каз. Самұрық (Самурык)."

Очень подобно звучит : д.-укр.* – «Семарьглъ» або «Симарьглъ», «Сеймареклъ»,
«Симъ-Рьглъ», д.-рос.* – «Семаергля, Семаргл»

И абсолютно загадочные:

3. Позвизд (д.-рос.* – «Позвизд, Похвист, Вихр») - «исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия»

4. Ладо (д.-рос.* – «Ладо», др. культ «Леля и Полеля») - «сего имеяху бога веселия и всякаго благополучия; жертвы ему приношаху готовящиися к браку, помощию Лада мнящее себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же мерзость от древнейших идолослужителей произыде, иже некиих богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерзкое яяимя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм Полелюм возглашают. Такожде и матерь Лелеву и Полелеву Ладу поюще, Ладо Ладо, и того идола ветхую прелесть Диавольскую на брачных веселиях рукама плещуще и о стол биюще воспевают; и от сего православному Христианину всячески блюстися подобает, да не возбуждение казни Божия бывает.»

5. Услад (д.-рос.* – «Услад, Осляд») - «Разве тех бесовских кумир, еще и иныи идолы мнози бяху по шимени»


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
lana
сообщение 31.8.2010, 19:27
Сообщение #2


Старожил
****

Группа: Супермодераторы

Сообщений: 3394
Регистрация: 23.8.2010
Из: Донецк
Пользователь №: 990
Спасибо сказали: 4670раз(а)

Национальность: русская
Фенотип: норд-иранид
Y-ДНК:I2a1b
Вероисповедание: Православная



А славянские ли это слова- Хорс. Семаргл? В праславянском действовал закон открытого слога, согласно которому звонкость звуков в слоге должна идти по нарастающей. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%...%BE%D0%B3%D0%B0
Порылась в ин-те - ученые считают эти слова иранскими.(От скифов, может, передались?)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 1.9.2010, 11:06
Сообщение #3


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Цитата(lana @ 31.8.2010, 19:27) *
А славянские ли это слова- Хорс. Семаргл? В праславянском действовал закон открытого слога, согласно которому звонкость звуков в слоге должна идти по нарастающей. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%...%BE%D0%B3%D0%B0
Порылась в ин-те - ученые считают эти слова иранскими.(От скифов, может, передались?)

то, что это иранские слова я не сомниваюсь... Но иранский пантеон я знаю достаточно хорошо... Поэтому, скорее либо это какой то иарнский диалект был у скифов, которые были славянизированы и входили в состав Руси (скифы Руси - тиверцы и уличи), либо от савроматов (у которых, имхо был свой издревле искаженный скифский язык)..

Касательно Семаргла, то он мог быть принесен и тюрками славянизированными, потому что именно их произношение имени этого божества ближе всего к славянскому (казахи)... Но божество это явно иранского происхождения...

Касательно Хорса, то тут сложнее... Его можно сопоставить Гелиосу, но как перевести его имя, я не знаю... Вот, только есть мысли ,что от иронского диалекта "Хорз" - "Хорошо"... В славянском языке, он бы сокращенно мог звучать, как "Хорош" (т.е., "хороший")... Аналог был у кельтов, бог "Дагда", переводится, как "хороший бог"...


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
lana
сообщение 1.9.2010, 14:39
Сообщение #4


Старожил
****

Группа: Супермодераторы

Сообщений: 3394
Регистрация: 23.8.2010
Из: Донецк
Пользователь №: 990
Спасибо сказали: 4670раз(а)

Национальность: русская
Фенотип: норд-иранид
Y-ДНК:I2a1b
Вероисповедание: Православная



1. А откуда известно, что тиверцы и уличи - потомки скифов?
2. Что такое д.-рос. - давньоросійські? А где праславянские слова?
3. Иранцы - ведь тоже ИЕ, значит, названия богов должны как-то объясняться с помощью ИЕ языков.
4. Интересно, как взаимодействовали прасл. и скифский языки?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 1.9.2010, 17:24
Сообщение #5


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Цитата(lana @ 1.9.2010, 14:39) *
1. А откуда известно, что тиверцы и уличи - потомки скифов?
2. Что такое д.-рос. - давньоросійські? А где праславянские слова?
3. Иранцы - ведь тоже ИЕ, значит, названия богов должны как-то объясняться с помощью ИЕ языков.
4. Интересно, как взаимодействовали прасл. и скифский языки?

1.
письменные свидетельства:
Цитата
"О скифиях. А лутичи и тивиричи приседаху к Дунаеви. И бе множество их сидяху иже по Днепру нолны до моря, и суть град их и до сего дни, да то ся зовет от грек Великая Скифия, имяху бо обычай свой и закон отец своих и предания кождо их и нрав имяху." (ПСРЛ. Т.33. ХОЛМОГОРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ)


Цитата
М.Я Сюзюмов подситал, что русские названы скифами – 63 раза, росами – 24, тавроскифами – 21, таврами – 9 раз (с.33, Дулимов "Славяне средневекового Дона")


Честно говоря, археологические культуры, которые соответствуют тиверцам и уличам, мне неизвестны, так как у Седова на карте не уточняется, как они называется, хотя территории обведены относительно определенных археологических культур (это уточню позже)... Антропологически, насколько знаю, и те и другие получли свою дозу скифского влияния (они ведь и назывались в Византии "тавроскифами") + сарматского (понтоидного).... Гуцулов, которых считают якобы частично потомками тиверцев, я думаю, считать не стоит, так как они в большей степени имели влашское влияние, долгое время жили с ними бок о бок....

Происхождение названия тиверцы, я думаю, от корня "Taurus" - "бык", от сюда и славянский Тур (культ, которого упоминается в Киевском синопсисе) и название Крыма "Таврика", того же корня и даже Днестр назывался "during antiquity, it was called Tyras in Latin"... Уличи же считаю, что пришли на те места после завоевания их земель на Днепре Русью... Они же, скорее происходят от древних кельто-славян велетов (племя неизвестного происхождения, по сей день идут споры, но безспорно образовалось на границе кельтского и славянского миров)

Но названия, где жили тиверцы безспорно иранского происхождения (Дунай, Днестр) согласно Абаеву....

2.
Я располагаю тем, что есть... Гипотетические языки не использую... "давньоросійськіа" - это "великорусский" язык 17 века в данном случае... Оффициальной квалификации русского языка по временам не видел, которой бы соответствовало это время, поэтому, взял аналогию от "д.укр.", так как время обоих языков практически идентичное...

3. Да...

Как я уже говорил на иронском диелекте "Хорз" - "Хорошо", т.е. "Хороший бог", какому скифскому богу он может соответствовать, сложно сказать....
Оффициальная точка зрения:
Цитата
The name Hors comes from the Iranian languages (Scythian or Sarmatian) — see Avestan: hvarə хšаētəm, Middle Persian: xvaršкt, Persian: xuršēt «shining sun».


Слово явно иранского происхождения, не от англ. же horse - "лошадь" происходит? Хотя, находили фигурки лошадей среди антских кладов...

Семаргл - от :
Цитата
Симург (авест. «mərəγō saēnō», откуда позднее пехл. «Sēnmurw» и перс. «سیمرغ», тадж. «Симурғ» — дословно «вершинник», «птица с вершины дерева/горы»») [1] — фантастическое существо из иранской мифологии, царь всех птиц.


4. я не лингвист, это мне неизвестно=))) Конечно интересно=)))

Сообщение отредактировал Vognejar - 1.9.2010, 17:26


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
lana
сообщение 2.9.2010, 9:21
Сообщение #6


Старожил
****

Группа: Супермодераторы

Сообщений: 3394
Регистрация: 23.8.2010
Из: Донецк
Пользователь №: 990
Спасибо сказали: 4670раз(а)

Национальность: русская
Фенотип: норд-иранид
Y-ДНК:I2a1b
Вероисповедание: Православная



А вы молодец, много сведений нарыли. Есть только несколько пожеланий.
1. Не бойтесь праславянского языка. Он хороший, белый и пушистый. Это я Вам как филолог говорю.
2. Иронский диалект - язык современных осетин. Корректно ли выводить из него скифские слова?
3. Русских называют скифами. Так их и татарами западноевропейцы называли. А украинцев в Турции называли роксоланами. НУ И ЧТО?!=)))
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Bratilov
сообщение 2.9.2010, 9:36
Сообщение #7


Старожил
****

Группа: Модераторы

Сообщений: 4265
Регистрация: 3.4.2009
Из: Пловдив
Пользователь №: 33
Спасибо сказали: 6565раз(а)

Национальность: Българин
Фенотип: Медитерранид+альпинид
Вероисповедание: християнство



Средневековние источники из Византии часто употребляли старинние названия для соседние народи.
Так болгари они назьивали "мизи" и "скити", а серби - "трибали".

Сообщение отредактировал Bratilov - 2.9.2010, 9:36
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 2.9.2010, 10:24
Сообщение #8


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Цитата(lana @ 2.9.2010, 9:21) *
А вы молодец, много сведений нарыли. Есть только несколько пожеланий.
1. Не бойтесь праславянского языка. Он хороший, белый и пушистый. Это я Вам как филолог говорю.
2. Иронский диалект - язык современных осетин. Корректно ли выводить из него скифские слова?
3. Русских называют скифами. Так их и татарами западноевропейцы называли. А украинцев в Турции называли роксоланами. НУ И ЧТО?!=)))

1. Просто, мне больше нравится отталкиватся от общеслав. корней, праязык - это ведь гипотетическая вещь, все таки....=))
2. Конечно... осетин считают лингвистическими наследниками скифо-сарматского языка.... Главный идеолог - Абаев, который на этой основе составил скифо-сарматский словарь....
3. Вообще, русские - понятие растяжимое... касательно времен, то тоже.... "Московия" считалась странной с азиатской идентичностью и на "западных" картах писалось "Московия, для остальных - Тартария"=)))) Украинцев одно время называли черкасами по городу центру - Черкасы, но украинцы от этого тоже черкасами не стали=))) А кто называли украинцев в Турции роксаланами? Что то не припомню=))) Ну, разве что Роксалана, но то ведь все таки один человек ,а не весь народ=)))

Bratilov

Скиты - т.е. скифы? Ну, я думаю, что не спроста.... Да и что в этом плохого? =))) Кто кто, как не византийцы, знали ,кто такие скифы=)))


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 19.10.2010, 11:05
Сообщение #9


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



В продолжение темы....

Про Хорса:

Цитата
Перед городом мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч (Эти идолы, почитаемые во Пскове в конце XVI века, очень интересны. Крест изображению могли придать со временем - для приличия или безопасности 2, а “Корса” или “Корс”, безусловно, отождествим с языческим богом солнца Хорсом, упоминаемым в “Слове о полку Игореве”, где князь Всеслав Полоцкий “Великому Хръсови влъком путь перерыскаше”. Подобно богу солнца Аполлону, он попирает, то есть побеждает, олицетворение тьмы - змея, да еще держит в руке огненный луч. Языческие обычаи были крепки во Пскове. В 1411 году “псковичи сожгоша 12 женок вещих”, а в 1505 году игумен Елеазарова монастыря Панфил жаловался на языческие игрища в ночь под Ивана Купала; но еще в XX веке христианские обряды на Псковщине смешивались с языческими, и мне самой довелось [37] видеть стоящий в поле каменный крест, одетый в женское платье.). Недалеко отсюда был лагерь короля Стефана Батория.

http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Wunder...xt.phtml?id=361


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 19.10.2010, 13:08
Сообщение #10


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



В связи с упоминанием ванов и асов, касательно славянских территорий, пофявилась идея найти эти корни в наших славян... И кое что нашел...

Болван, на укр. "бовван" (тут есть корень "ван"):

Цитата
БОЛВАН


БОЛВАН м. отрубок бревна, чурбан, баклуша, баклан. || Истукан, статуя, идол, языческий изваянный бог. || Чучело, набитое животное. || Деревянная, картонная или иная форма, колодка, для обделки или расправления чего. Шляпный болван, париковый. || Деревянная или иная вещь, по которой должно отлить металлическую, образец на льяк. || Горн. изготовленная под кричным молотом вчерне полоса железа, которая идет под вал, в плющильню. || *Неуклюжий, неотесанный человек, грубый неуч, невежа; глупец. || Помесь от псовой собаки и овчарки, волкодав. Эка болванище, болванюга какой, ни стать, ни сесть не умеет. Болванщина ж. собират. дурачье, неучи, неотесаный люд. Я говорю про Ивана, а ты про болвана. Ростом с Ивана, а умом с болвана. Горе, горе, что муж Григорий: хоть бы болван, да Иван. С рожи болван, а во всем талан. С именем Иван, а без имени болван. Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. Болвашек м. болванчик, умалит. колодка, напр. у портных для глаженья швов. Болвашка ж. деревянная точеная пуговица, для обтяжки. Болванка ж. горн. болван, изготовленное для полосы под кричным молотом железо; || в торговле: самое толстое листовое железо; || заводск. грубо отлитая вещь, под отделку, напр. пушка, как она вышла из льяка. Болванный арх. болванский, относящийся к болвану. Болванская сопка, где было капище самоедов. Болванить, оболванивать, обтесывать, нагрубо обделывать, вчерне. ‑ся, обделываться, отесываться; || прикидываться невежей, неучем, глупцом. Полно болваниться, не дури. Болванеть, становиться болваном, глупеть. || Ничего не делать, стоять болваном. Он что-то опять заболванил, стал глупить. Он изболванился в деревне. Наболванил, надурил: наболванел, загрубел в болванстве, в состоянии болвана. Переболванить бы его. Оболванить чурку. Он оболванился на свете, понатерся. Болванистый, ‑нчатый, ‑новатый, на болван похожий.

http://slovari.yandex.ru/болван/Толковый%2...%20Даля/БОЛВАН/

Цитата
Болван
болва́н
I м. устар.
1.
Предмет - статуя, истукан - как объект религиозного поклонения; идол I 1..

2. перен.
Лицо или вещь, служащие предметом обожания или поклонения; идол I 2..

II м. устар.
Грубо отесанный обрубок дерева; чурбан.

III м.
Деревянная, картонная и т.п. форма, на которую натягивают головные уборы, парики, изготавливая или расправляя их.

IV м.
1. разг.-сниж.
Бесчувственный человек.

2.
Употребляется как порицающее или бранное слово.



http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/14...%B2%D0%B0%D0%BD

Истукан (здесь Ис звучит близко к "Ас"):
Цитата
ИСТУКАН
ИСТУКАН
муж. (истюкать, насечь тюкая, церк. истукати) статуя, изваянный образ, изображенье; болван; идол, кумир, языческий божок круглой работы, не плоской резбы. Истуканный, к истукану относящийся; истуканов, ему принадлжщ. Истуканова головища. Истуканщик муж. ваятель, ревдик, камнетес, литейщик, делающий истуканы. Истукановатый, истукану подобный, глуповатый, тупой.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/251414

Цитата
Истукан
истука́н
I м.
1.
Объект религиозного поклонения язычников; идол I 1..

2. перен.
Плохая статуя.

II м.
1. разг.-сниж.
Тупое, бесчувственное существо, равнодушное ко всему окружающему.

2.
Употребляется как порицающее или бранное слово.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/17...%BA%D0%B0%D0%BD


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Deiuos
сообщение 22.10.2010, 9:12
Сообщение #11


Участник
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Регистрация: 14.8.2010
Из: семиречье
Пользователь №: 967
Спасибо сказали: 19раз(а)

Национальность: русский
Фенотип: североевропейский
Вероисповедание: агностицизм



Цитата
Касательно Семаргла, то он мог быть принесен и тюрками славянизированными, потому что именно их произношение имени этого божества ближе всего к славянскому (казахи)... Но божество это явно иранского происхождения...

Кстати у казахов есть мифическая птица Самрук.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 28.10.2010, 23:42
Сообщение #12


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Интересно узнать, могут ли как то переводится имена славянских богов у балтов?

Вот список богов, имеюбщих возможную балтскую этимологию:

Западнославянские боги:
1. Прове (лат.* -«Prove») - связь божества с лесами и рощами, главный бог в Старыграде
2. Припегала (лат.* -«Pripegala») - "дионисийська" функция, атрибут - жертвенная чаша
3. Подага (лат.* -«Podaga») - ?
4. Жива (лат.* -«Siwa») - главная богиня полабских славян, по рисункам - богиня плодородия (может в чем то образ аналогичен Нертус)

Восточнославянские боги:
1. Позвизд (д.-рос.* – « Похвист, Вихр») - «исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия»
2. Ладо (д.-рос.* – «Ладо», др. культ «Леля и Полеля») - «сего имеяху бога веселия и всякаго благополучия; жертвы ему приношаху готовящиися к браку, помощию Лада мнящее себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же мерзость от древнейших идолослужителей произыде, иже некиих богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерзкое яяимя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм Полелюм возглашают. Такожде и матерь Лелеву и Полелеву Ладу поюще, Ладо Ладо, и того идола ветхую прелесть Диавольскую на брачных веселиях рукама плещуще и о стол биюще воспевают; и от сего православному Христианину всячески блюстися подобает, да не возбуждение казни Божия бывает.»
3. Услад (д.-рос.* – «Услад, Осляд»)

Возможно есть этимология от других языков, было бы тоже интересно услышать версии...






--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 2.12.2010, 23:39
Сообщение #13


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Из того, что нашел новое:
1.
Цитата
Хороса була кобила
тут видно, что Хорс - может быть одной из форм слова "Хорош", т.е. бог типа кельт. Дагда ("Хороший Бог")
http://litopys.org.ua/ukrinter/int08.htm
2.
Цитата
Було в нього (Володимира Великого) 12 синів 2): Вишеслав, Ізяслав, Святополк і Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис і Гліб, Станислав, Позвизд, Судислав. І посадив Вишеслава в Новгороді, Ізяслава в Полоцьку, а Святополка в Турові, Ярослава в Ростові; та як найстарший Вишеслав помер у Новгороді, тоді посадив Ярослава в Новгороді, Бориса в Ростові, а Гліба в Муромі, Святослава в Деревах, Всеволода в Володимирі, Мстислава в Тмуторокані.

http://litopys.org.ua/kostruba/gvl02.htm
Упоминание в 988 году имени Позвизд, имя упоминающееся в Синопсисе в качестве славянского бога...

Сообщение отредактировал Vognejar - 2.12.2010, 23:40


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
альбинос в черно...
сообщение 12.2.2011, 14:29
Сообщение #14


Постоянный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 685
Регистрация: 4.12.2010
Из: Ставрополь
Пользователь №: 1287
Спасибо сказали: 652раз(а)

Национальность: русский
Фенотип: переднеазиат
Y-ДНК:E-V13
мтДНК:Н
Вероисповедание: чань-буддист



Цитата(Vognejar @ 31.8.2010, 16:18) *
Услад (д.-рос.* – «Услад, Осляд»)


Цитата
Среди сообщений Вундерера о средневековом Пскове, неизвестных по другим источникам, выделяется следующее. Привожу перевод этого отрывка: Перед городом видели мы двух идолов, поставленных в давние времена жрецами, которые им поклонялись, а именно Услада, каменное изваяние которого в руке имеет крест, (и) Хорса, который стоит на змее, с мечом в одной руке и молнией в другой. Поблизости от них (виден) полевой лагерь Стефана, который в 1581г. осаждал Псков, и там же остатки относящихся к нему башен.
Ф. Аделунг с доверием отнесся к этому известию. Однако большинство историков сочли его баснословным или сомнительным, тем более что речь шла о неких славянских божествах, сохранявшихся будто бы возле крупнейшего города Восточной Европы столетия спустя после принятия христианства. По мнению В.И. Мансикки, Вундерер, если и видел какие-то статуи, то произвольно приписал им мифологический смысл, назвав их именами богов, заимствованных в труде о Московии С. Герберштейна.
Действительно, в Записках Герберштейна при перечислении славянских богов названы Услад и Корса. Их имена и были, по-видимому, перенесены Вундерером на виденные им статуи. Здесь он повторил ошибку Герберштейна, который при использовании русской летописи (скорее всего свода 1518г.) ус злат, относящийся к наружности Перуна, превратил (или это уже было в рукописи) в самостоятельное имя Услад. Бога с таким именем в русском пантеоне никогда не существовало.


ссылка


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 8.12.2011, 1:22
Сообщение #15


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Вообще, нужно уже давно ввести какие то периоды, хотя бы приблизительные, для обозначения смены в язычестве, приходов новых богов.

Признаки и символы богини Нертус, я наблюдаю в пшеворской культуре - лугиев. И судя по всему, у всех и.е., было подобное божество... Но потом, на смену богине-матери приходит бог-отец. И этот переход был не таким давним уж как может показатся...
Я думаю, что Крив - это собирательный образ жреца реформатора, возможно именно того, кто насаждал это новое язычество.

И теперь вообще у меня все как то запуталось в обьеденениях...
И.е. религия и её приход, как то не согласуется с приходом и.е. народов. выходит ,что религия как то попозднее пришла...

Может у лингвистов есть определенные даты, когда мог возникнуть Перун-Перкунас у балто-славян?


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Weissthorr
сообщение 8.12.2011, 11:16
Сообщение #16


Учредитель
****

Группа: Супермодераторы

Сообщений: 6352
Регистрация: 29.3.2009
Из: Vilnius (LT)
Пользователь №: 17
Спасибо сказали: 7827раз(а)

Национальность: литовец
Фенотип: KM+понтид



Цитата(Vognejar @ 8.12.2011, 1:22) *
Я думаю, что Крив - это собирательный образ жреца реформатора, возможно именно того, кто насаждал это новое язычество.


Почему именно насаждал? Вполне вероятна натуральная смена, как и разные религиозные прерогативы каждого сословия.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 8.12.2011, 13:02
Сообщение #17


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Цитата(Weissthorr @ 8.12.2011, 11:16) *
Почему именно насаждал? Вполне вероятна натуральная смена, как и разные религиозные прерогативы каждого сословия.

Я вот нашел:
Видевут (ок. 503 года н. э.)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_прусск...ервосвященников

1. Это первый из кривайтисов?
2. Можно ли эту дату считать точкой отсчета Перкунаса на землях балтов?

Вот, согласно лингвистике, приблизительно 2 тыс. лет до н.э. - балто-славянское единство, а в 1 в. н.э. - выделяются славяне. 6 век н.э. - появление кривайтисов и в тоже время, это момент расцвета славянства в Европе, венеды, анты, склавины заселяют собой восточную и центральную Европу, на Волыни появляется крупный культурный-промышленный центр. В тоже время, археологически остаются балто-славянские смешанные популяции к северо-востоку над антами.


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Skalagrim
сообщение 8.12.2011, 13:22
Сообщение #18


Учредитель
****

Группа: Супермодераторы

Сообщений: 12007
Регистрация: 28.3.2009
Из: Латвия/Норвегия
Пользователь №: 6
Спасибо сказали: 11558раз(а)

Национальность: латыш
Фенотип: западный балтид
Y-ДНК:N1c1
мтДНК:--------
Вероисповедание: лютеранство



Цитата(Vognejar @ 8.12.2011, 12:02) *
Я вот нашел:
Видевут (ок. 503 года н. э.)


Видевут это легендарный персонаж. Тем более легенда из немецкой хроники, очень сложно судить на сколько она соответствует настоящей балтской мифологии. Тем более невозможно связывать Видевутиса с реальным историческим персонажем. Конечно нельзя утверждать, что этого не могло быть, но доказательств обратного тоже нет.


--------------------
«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».
Мартин Нимёллер


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Weissthorr
сообщение 8.12.2011, 13:31
Сообщение #19


Учредитель
****

Группа: Супермодераторы

Сообщений: 6352
Регистрация: 29.3.2009
Из: Vilnius (LT)
Пользователь №: 17
Спасибо сказали: 7827раз(а)

Национальность: литовец
Фенотип: KM+понтид



Цитата(Vognejar @ 8.12.2011, 13:02) *
2. Можно ли эту дату считать точкой отсчета Перкунаса на землях балтов?


Гроза могла почитаться прям таки с доисторических времен, а культ Перкунаса, думается, вышел на первое место с образованием раннефеодальной "военной аристократии". Но это гипотезы. Конкретную дату мы навряд ли установим, да и наверное переход был плавным, многовековым явлением.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Vognejar
сообщение 8.12.2011, 13:52
Сообщение #20


Старожил
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2813
Регистрация: 2.11.2009
Пользователь №: 368
Спасибо сказали: 1482раз(а)

Национальность: українець
Фенотип: западный балтид



Цитата(Skalagrim @ 8.12.2011, 13:22) *
Видевут это легендарный персонаж. Тем более легенда из немецкой хроники, очень сложно судить на сколько она соответствует настоящей балтской мифологии. Тем более невозможно связывать Видевутиса с реальным историческим персонажем. Конечно нельзя утверждать, что этого не могло быть, но доказательств обратного тоже нет.

Интересно, с точки зрения балтийскиъ языков, мифологий, было ли божество подобное Святовиту? С 4мя головами?

Я просто вот смотрел славянские истоки этого имени в словаре по укр. "гнездовым" корням, т.е., от которых образуются слова в языке. Вышло, что тут только лишь два корня: "вит" (в значении "виться") и "вид" (в значении "ведать", "знать"). Из которых, последний корень более приемлемо звучит, поскольку от него пошли такие слова как "ведун", "ведьма" и др. связанные с религиозными-мифологическими терминами. Хотя, возможно ли искажение Святовида в Святовита? Вот оригинальные: лат.* -«Zwantewit(h)», «Swantavit», «Szuentevit». А при приянтии христианства образ перекочевал в лат.* - «sanctus Vitus».

Но впользу корня "вид", говорит:

Цитата
Видовда́н, «Видов день» — главный национальный праздник Сербии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Видовдан

28 июня.

Любопытно, какие праздники на эту дату попадают у балтов и есть ли божества со схожим корнем или образом? (4ре головы)

Цитата
«Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Свентовиту. С удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий…»

«Славянская хроника» Гельмольда (1167—1168 гг.)
В этом толковании, где я жирными буквами обозначил, может содержатся значение его имени. Поскольку в тех же словах образовавшихся от "вид", происходит и слово "отвид" - что в русском языке стало "ответ". Т.е., получается значение, что то типа "знающий (ведающий) бог", "дающий ответы"

У восточных славян близкая дата - это Купала:
Цитата
«Сему Купалу, бесу, ещё и доныне по некоторым странам безумные память совершают, начиная июня 23 дня, под вечер Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далее…», — сообщает Густинская летопись. — «Съ вечера собираются простая чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зелія, или коренія, и перепоясовшеся быліемъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни, пречлетающе Купаломъ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву сеье приносяще.»

http://ru.wikipedia.org/wiki/Купала

Сообщение отредактировал Vognejar - 8.12.2011, 14:08


--------------------
Сяяли на сонці шаблі запорожців,
Як вони на конях гнали ворогів.
Козацькому роду нема переводу,
Лине його слава з далечі віків.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

2 страниц V   1 2 >
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 23.7.2014, 13:45